FAQ

 

 

 

» »

 

 
   

Заборы и ограды [48]
Строительные материалы [16]
Строительство [8]

 
   

"....оград узор чугунный"

 
   

В середине XIX века в архитектуре стали широко использоваться сочетании самых различных стилистических форм. Это ощущается и в художественных работах в металле таких архитекторов, как Г. А. Боссе,А. И. Кракау, М.Е. Месмахер, и других.

Характерна для этого периода ограда у дома 7 на бульваре Профсоюзов, построенного архитектором Г. А. Боссе. По проекту М. Е. Месмахера на берегу Мойки, в её нижнем течении, был завершен комплекс великокняжеского дворца, главное здание которого, расположенное в глубине парадного двора, отличают свободная асимметрия композиции, живописный силуэт с башнями, разнообразными по форме окнами, богатство отделки. Удивительно гармонирует с этой постройкой и ограда, отделяющим парадный двор от набережной Мойки.

Интересны и чугунные перила Литейного моста, выполненные по проекту архитектора К. К. Рахау (автор проекта моста—инженер А. Е, Струве), в рисунке которых — изображение меандра и растительного орнамента. В центре каждого звена — русалки, которые держат старинный герб Петербурга.

Многое в декоративном убранстве Ленинграда напоминает о морской славе города, неразрывно связанного с просторами Балтики. Это получило отражение и в художественных работах в металле. Кроме русалок, или наяд, Литейного моста морская тематика отражена в оформлении Аничкова моста в виде трезубца Нептуна и морского конька, а также в рисунке перил моста Лейтенанта Шмидта, выполненных архитектором А. П. Брюлловым.

Поиски новых форм в искусстве привели к рождению на рубеже веков стиля модерн. Художественные работы в металле, созданные в это время, отличают плавные, «льющееся» линии в сочетании с изображениями растения, цветов, женских масок. Так, большой интерес представляет ограда Михайловского сада со стороны канала Грибоедова, выполненная в 1903—1907 годах по проекту А. А. Парланда. Крупный растительный орнамент ее кованых звеньев характерен для раннего модерна. Модерн с использованием декора из металла представлен в Ленинграде очень широко. Это работы Р. Ф. Мельцера, Г. В. Барановского, А. И. Гогена, Ф. И. Лидваля и многих других выдающихся архитекторов.

Всемирное признание получила ограда сада Зимнего дворца, выполненная по проекту Р. Ф. Мельцера. В 1920-х годах она была перенесена на проспект Стачек, откудав 1905 году с петицией к царю двинулись рабочие-путиловцы. Ныне она отделяет от

проспекта Детский парк имени 9 Января. Модель звена этой ограды на Международной выставке в Париже в 1900 году была удостоена «Гран-при». В одном из номеров журнала «Зодчий» за 1900 год сообщалось: «Изготовлением решетки занимались в среднем 200 человек рабочих, и эта работа была исполнена за 15месяцев. (...) Вся решетка, до мельчайших деталей, выкована исключительно отруки, из лучшего шведского железа; при этой работе не употреблялось ни штампов, ни прессов, ни паровых молотов и т. п. Листья выкованы на мягкой листовой стали толщиною в 1/4 дюйма, а цветы — каждый из одной штуки мягкого железа; государственные гербы и вензеля вычеканены из мягкой стали в 2.5 миллиметра». Позднее вензеля и гербы были изъяты из решетки.

Художественное литье в Петербурге выполнялось на таких крупных предприятиях, как Александровский чугунолитейный завод, литейный и машиностроительныйзаводБерда,чугунолитейныйимеханический завод Ф. К. Сан-Галли. Садовые металлические ограды и различные декоративные детали из металла изготовлялись и в специальных мастерских. Так, архитектор Р. Ф. Мельцер поручил сделать ограду, предназначавшуюся для сада Зимнего дворца, Ф. А. Энгельсону, который, бросив свою художественно-слесарную мастерскую в Риге, приехал для этого в Петербург вместе с мастерами-специалистами и за несколько месяцев построил мастерскую на Петербургской стороне, где и была выкована ограда.

Город более чем за двести лет существования обрел неповторимое лицо. В создании его совершенно уникального облика принимали участие и художники, и скульпторы, и, безусловно, мастера по художественной обработке металла, вступавшие в творческое содружество с зодчими. «Если бы не было Ленинграда, мир был бы беднее»,— писал Юрий Тынянов.

Задача ленинградцев — сберечь это наследие, сохранить его для потомков. Здесь, по-видимому, уместно вспомнить, что сразу после победы Октябрьской революции, несмотря на тяжелые условии хозяйственной разрухи и гражданской войны, в которых оказалась молодая Советская республика, были заложены организационные основы охраны памятников, приняты и опубликованы по этому поводу первые законодательные акты. Уже в конце 1917 года по инициативе В. И. Ленина при Народном комиссариате просвещения была организована Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусстве и старины.

Многие уникальные художественные произведения из металла, находятся под охраной государства. Произведениями искусства признаны болев тридцати мостов Ленинграда. Но сберечь необходимо и такие «мелочи», как козырькинад подъездами, дверные ручки старых петербургских домов и другие детали. Ведь они тоже участвуют в создании неповторимого образа старого Петербурга. К сожалению, именно эти «мелочи» в последнее время нередко уничтожаются совершенно бездумно.

В советское время в рисунке решеток и оград появляются новые элементы: государственный герб, звезды, знамена и другие. Они присутствуют в оформлении перил Дворцового моста, выполненных в середине1930-хгодовпопроектуархитектора Л. А. Носкова (мост сооружен в 1912—1916 годах), в перилах Пионерского моста через реву Карповку, барельефы которых созданы по рисунку Л. А. Дитриха(мост построен в 1936 году архитектором К. М. Дмитриевым).

В послевоенные годы в рисунке многих новых ленинградских оград можно увидеть звезды, пики, лавровые венки, ордена. Ленинградские архитекторы В. А. Каменский, Г. Л. Ашпарян, П. А. Арешев и другие стремились увековечить память о победе советского народа над фашизмом.

Постоянная работа проводится ленинградскими реставраторами по возрождению памятников архитектуры, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. Это относится и в художественным работам в металле. Реставрации оград, фонарей, декоративного убранства старинных мостов —и не только пострадавших во время войны — в Ленинграде придается большое значение. Причем при реставрации предметом пристального внимания становится абсолютно все — и подлинный рисунок светильника, и рисунок решетки, и обязательное восстановление золоченых деталей... Этой работе предшествуют тщательные изыскания в архивах; многое сделали ленинградский архитектор-реставратор А. Л. Ротач, инженер П. П. Степнов, архитектор И. Н. Бенуа и другие.

Первоначальный облик возвращен многим ленинградским мостам. Так, в 1952 годупри реставрации Банковского моста через канал Грибоедова, построенного в 1820-х годах, были изготовлены заново по сохранившимся чертежам его ажурные перила, утраченные в конце прошлого века. Тогда же восстановили и фонари моста. Кстати, сейчас на улицах Ленинграда более ста тысяч фонарей. Они стоят на площадях и в скверах, вдоль улиц и набережных,

вечерями их светящиеся цепочки повторяют плавные очертания мостов над Невой. Их воспевали многие литераторы. Советский поэт А. Решетов писал:

Великий город,

Старый Летний сад.

Железное бессмертие оград.

Почти живая строгость фонарей,

Над невской ширью окна этажей.

Я каждому окну пошлю привет.

Пусть фонари наполнят белый свет...

Многие ленинградские фонари уникальны по художественным достоинствам. Среди них фонари на площадях Островского и Исаакиевской, на 1-м Садовом н Кировском мостах, на фасадах дома 22-24 на Невском проспекте и дома 11 на улице Гоголя и многие-многие другие.

Чрезвычайно бережно относятся Ленинградские архитекторы к исторически сложившемуся архитектурному облику Петербурга XVIII-XX веков. Примером тому может служить 2-й Садовый мост через Мойку в ее верхнем течении, построенный в 1967 году по проекту инженера В. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова. В силуэте и архитектурных деталях моста использованы элементы классицизма, и новый мост органично вошел в уже сложившийся ансамбль. Решетка 2-го Садового моста является копией созданных еще в 1830-х годах перил старинного мостя через речку Таракановку, протекавшую неподалеку от Нарвских ворот. Когда в 1920-х годах речку засыпали, мост разобрали, перила погибли. Они и были воссозданы для 2-го Садового моста по сохранившимсяфотографиям,послетщательного изучения, которых архитектор-реставратор А. Поляков разработал их чертежи. Модель отливки выполнил скульптор Ю. Цыганков.

В старых петербургских традициях выдержано и декоративное оформление Биржевого моста через Малую Неву, соединяющего Стрелку Васильевского острова с Петроградской стороной (до 1956 года здесь существовал деревянный мост, построенный в конце прошлого века). Трезубцы Нептуна в рисунке перил нового моста, выполненных по проекту архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева, связаны с морской темой в архитектурном ансамбле Стрелки.

...Для того чтобы почувствовать прелесть металлического «кружева» Ленинграда, нужно не торопясь пройти по его улицам, набережным, площадям, внимательно вглядываясь в «лица» домов, фонари, рисунок садовых оград, перил мостов... Это дает возможность в полной мере ощутить, как ансамбль удивительных произведений искусства придает городу совершенно особый, только ему свойственный колорит.

Не случайно высочайшие по мастерству художественные работы в металле города на Неве постоянно привлекали внимание поэтов и прозаиков с XVIII века до наших дней. Их воспевали К. Н. Батюшков, А. С Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Ахматова и многие другие.

Прекрасный узор ленинградских оград так же неотделим от облика города, как его белые ночи, шпили, мосты, гранитные набережные... В. А. Рождественский писал:

Простор Невы, белеющие ночи,

По материалам книги «….оград узор чугунный», автор книги Г.Г. Бунатян (составление и вводная статья)

 

Категория: Заборы и ограды | Добавил: baltsind (05.01.2009) | Автор:   Источник: Просмотров: 4225

Чем лучше заборы, тем лучше отношения с соседями - Good fences make good neighbours

Вход на сайт    Выход    Вы вошли как Гость    Группа "Гости"    Мой профиль    RSS

2006 BALSIND. ALL RIGHTS RESERVED. ©