FAQ

 

 

 

» »

 

 
   

Заборы и ограды [48]
Строительные материалы [16]
Строительство [8]

 
   

Ограды Петербурга

 
   

Неповторим архитектурный облик Петербурга- его ансамбли, набережные, мосты… В нем нашли отражение важнейшие этапы развития русского зодчества XVIII-XX столетий. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево»- садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари, флагштоки… Четко просматриваемые на фоне фасадов зданий летом, в изморози- зимой, мерцающие при свете фонарей дождливыми осенними вечерами, они придают городу особое очарование. Не случайно А.С. Пушкин, воспевая красоту Петербурга, упомянул и «оград узор чугунный».

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей 
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»

Художественные творения из металла, словно изысканное кружево, украшающее фасады домов, делают их еще более нарядными. А какими удивительно завершенными воспринимаются здания благодаря металлическим декоративным композициям на крышах : конькам, флюгерам, парапетам…..

ограда дворца Шереметьевых.«Создание этого дивного города, да и вообще вся его жизнь необычайны и пленительны,- подчеркивал писатель Всеволод Иванов. - Всякий, кто был в нем, кто читал о нем, кто видел о нем картины, для кого он мерцает сквозь строки пушкинских стихов, тот не забудет его никогда.»

В художественных работах в металле, как в архитектуре в целом, ярко отразились наиболее характерные черты искусства той или иной эпохи. «Решетки! – писал известный художественный критик С.К. Маковский.- это кажется мелочью. Но в завитке из бронзы, в извиве литого железа, порою – душа забытой эпохи».

Созданные не одним поколением прославленных архитекторов и талантливых русских мастеров – литейщиков, чеканщиков, эти замечательные произведения искусства поражают высоким вкусом и тонкостью исполнения.

В начале XVIII века, когда после грандиозных побед в Северной войне на освобожденных русских землях рождалась новая столица России- Петербург, здесь трудились архитекторы Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, И.К. Коробов, М.Г. Земцов и другие. В декоративном решении фасадов преобладали простота и сдержанность. Ограды начала XVIII века выглядели, как правило, также очень сдержанно.

К середине XVIII века ограды и балконные решетки становятся все более нарядными, что соответствовало характеру русской архитектуры того времени – стилю барокко. В результате победы в Северной войне и реформ петровского времени Россия стала одной из сильнейших держав Европы. Середина XVIII века- время бурного расцвета русской национальной культуры, науки и искусства. В этот период триумфа, величия и могущества России свое наиболее яркое воплощение получила в красочном, полном жизнерадостности и праздничности творчестве архитекторов Ф.Б. Растрелли и С.И. Чевакинского. Нарядный архитектурный рисунок оград и балконных решеток еще более усиливал «звучание» созданных ими великолепных сооружений. Это балконы Строгановского дворца на Невском проспекте, сооруженного в 1752-1754 годах по проекту Ф.Б.Растрелли, или ажурная чугунная ограда, отлитая по его же рисунку, которая отделяет парадный двор Воронцовского дворца от Садовой улицы; дворец сооружен по проекту Ф.Б. Растрелли в 1749-1757 годах. Кстати, в то время чугунное художественное литье еще не получило такого широкого применения, как впоследствии, и поэтому ограда Воронцовского дворца представляет большой интерес.

В середине 1760-х годов на смену нарядной архитектуре барокко приходит классицизм. Правда, сначала наряду с интересом к четким пропорциям и средствам ордерной архитектуры еще в какой то мере продолжают сохраняться декоративность, пластичность, характерные для барокко. Эти изменения отразились и в художественных работах в металле. Так, в период раннего классицизма создана по проекту П.Е. Егорова кованная решетка, ограничивающая парадный двор Мраморного дворца, сооруженного в 1768-1785 годах архитектором А. Ринальди, и ограда летнего сада со стороны Невы, выполненная в 1771-1784 годах; ее авторы – Ю.М. Фельтен и П.Е. Егоров.

О том, с каким восторгом воспринималось современниками то новое, что пришло в искусство, свидетельствуют слова известного поэта К.Н. Батюшкова, который писал : «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и стройность в ее рисунке! Я видел славную решетку Тюильрийского замка, отягченную, раздавленную, так сказать, украшениями- пиками, касками, трофеями. Она безобразна в сравнении с этой».

Решетка Летнего сада восхищала многие поколения людей. В.А. Рождественский писал:

«Во вкусе восемнадцатого века
Расставлен был в шпалерах Летний сад-
Теней Истории библиотека,
Живой свидетель царственных оград.

--------------------

О Фельтен! Как дивятся поколенья
Твоей решетке (век она жива!),
Когда сквозь тонко связанные звенья
Просвечивает сизая Нева…»

В 1780-1790-е годы архитектура становится еще более строгой и лаконичной. Примером ограды периода строгого классицизма может чугунная решетка Ассигнационного (Государственного) банка, построенного в 1783-1790 годах по проекту Д.Кваренги.

В первой трети XIX века, когда русский классицизм завершает свое развитие – его называют поздним или высоким,- в Петербурге появляются такие выдающиеся произведения искусства, как ограда у Казанского собора, созданная А.Н. Воронихиным, ограда у Михайловского дворца (ныне Государственный Русский музей), построенного по проекту К.И.Росси, и многие другие.

Подлинными произведениями искусства стали и решетки балконов многих сооруженных в то время зданий.

Из мрамора волнистого колонны
Кругом теснились чинно, и балконы
Чугунные воздушною семьей
Меж них гордились дивною резьбой,-

Писал М.Ю. Лермонтов.

Ограда Воронцовский дворецВ первой трети XIX века художественное литье из чугуна достигло в России своего расцвета. Одним из энтузиастов широкого применения этого материала в скульптуре и архитектуре был скульптор П.П. Соколов, который в 1829 году писал, что чугун «выдержит самое строгое испытание на сцене изящных искусств». И действительно, из тяжелого и хрупкого металла мастера-литейщики создавали удивительные узоры. Так, поражает мастерство исполнения решетки у Казанского собора и созданных позднее перил Певческого моста, построенного инженером Е.А. Адамом через Мойку, напоминающих тончайшей работы кружева. Непременным элементом архитектурного убранства Петербурга, его украшением стали и отлитые из чугуна фонари. Их проектировали выдающиеся зодчие К.И. Росси, О. Монферран и другие.

После победоносного окончания Отечественной войны 1812 года в русском искусстве необычайно широкое отражение получила патриотическая тема, тема торжества и триумфа России. Неудивительно, что в композиции оград, балконных решеток и фонарей, созданных в то время, часто встречаются изображения воинских атрибутов и символов славы: лавровые венки, щиты, мечи, копья. Они напоминали о замечательных подвигах русских воинов, овеянных, по выражению А.С. Пушкина, «вечной памятью двенадцатого года». Это особенно характерно для работ К.И. Росси – ограда Михайловского дворца, а также созданные под его руководством 1-й и 2-й Инженерные, Нижне-Лебяжий и 1-й Садовые мосты.

 Своеобразным памятником воинской славы России является и уникальная «пушечная» ограда Спасо-Преображенского собора, построенного в 1828-1829 годах архитектором В.П. Стасовым. Она смонтирована из стволов трофейных турецких пушек. Орудийные стволы установлены дулами вниз, как символ того, что из них уже никогда не вырвется огонь войны. Автор этой необычной ограды В.П. Стасов.

 С 1830-х годов классицизм постепенно сменяет эклектика. В рисунке оград, балконных решеток и фонарей исчезают четкость и лаконизм; они приобретают более причудливый и усложненный характер. И как всегда, это связано с дальнейшей эволюцией архитектуры.

С развитием капитализма в России возникла потребность в зданиях нового типа – банков, акционерных обществ, торговых пассажей, крытых рынков, вокзалов, стремительно росло количество доходных домов. В это время архитекторы прибегают к более разнообразным композиционным решениям, используя в творчестве элементы различных «исторических» стилей прошлого- готики, барокко, элементы восточной архитектуры и другие. Следует отметить также, что классицизм стал восприниматься как символ николаевской эпохи и казарменного единообразия, пронизывавшего все сферы жизни. И «строгий, стройный» вид Петербурга, как правило, уже не вызывал восхищения.

Одним из видных представителей раннего периода эклектики стал архитектор А.И. Штакеншнейдер. В облике созданного им дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте отразились черты и особенности «исторического» стиля барокко середины XVIII века. Достаточно вспомнить Строгановский дворец на Невском проспекте. Элементы барокко присутствуют и в рисунке балконных решеток дворца.

По материалам книги «….оград узор чугунный», автор книги Г.Г. Бунатян (составление и вводная статья)

 

Категория: Заборы и ограды | Добавил: baltsind (11.06.2008) | Автор:   Источник: Просмотров: 8442

Чем лучше заборы, тем лучше отношения с соседями - Good fences make good neighbours

Вход на сайт    Выход    Вы вошли как Гость    Группа "Гости"    Мой профиль    RSS

2006 BALSIND. ALL RIGHTS RESERVED. ©